Международный день цыган
Когда и откуда появились эти народности в Молдавии? Не знают даже они сами и невозможно найти ничего о них в наших летописях. Дмитрий Кантемир «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», 1723 год Первые упоминания о молдавских цыганах датируются 1428 годом. А Международный день цыган в Молдавии был впервые официально отпразднован в 2002 году. День 8 апреля цыгане Молдавии воспринимают с определенным равнодушием. Цыгане Румынии придают ему большее значение, хотя и не все поголовно. Это, скорее всего, объясняется тем, что иерархическое соподчинение цыган своему королю или барону в Молдавии ощущается в меньшей мере, чем в Румынии. Молдавия граничит с Румынией, поэтому многое из того, что говорится в этом разделе о цыганах Румынии, в равной мере справедливо и для истории цыган Молдавии. Вековые притеснения молдавских цыган мало чем отличались от притеснений румынских цыган. Существовали такие же формы рабства, с теми же инструментами подавления. Нужно сказать только о том, что рабство цыган Молдавии официально было отменено в 1861 году. До этого периода газеты все еще пестрели объявлениями о том, что «продается семья цыган». Сегодня цыгане Молдавии «подчиняются» своему барону — Артуру Чераре, проживающему в городе Сорока, на севере Молдавии, который претендует не только на роль цыганского короля, но и выдвигает предложение о том, чтобы создать единую цыганскую монархию на территории СНГ. Нельзя сказать о цыганах Молдавии, что они полностью ассимилировались с местным населением. Нет, они все еще сохраняют свою самобытность и отличительные черты. Но следует отметить, что в отличие от цыган Румынии, цыгане Молдавии отказалась от многих своих вековых традиций.
Прежде всего, это касается кастовости и, конечно же, вытекающего из нее деления на ремесленные кланы. В Молдавии, в отличие от Румынии, цыгане давно уже не занимают первенство в таких ремеслах, как, например, обработка металла. Более того, в Молдавии реже, чем в Румынии можно увидеть цыган, продающих продукцию собственного производства. Многие из цыган успешно ассимилировались, сохранив при этом свою этническую индивидуальность. Еще одна особенность молдавских цыган состоит в том, что они стараются не столько обособиться от местного населения, сколько отличиться, показать свою «особенность». Дома даже небогатых цыган всегда можно отличить от домов остальной части населения. Они всегда красочно разукрашены, часто картинами, нанесенными на стены. Это могут быть пейзажи, цветы или что угодно иное, на что хватает умения и фантазии хозяина. У более богатых цыган дома — это целые хоромы, иногда даже похожие на церкви или храмы, так как некоторые богатые цыгане украшают свои многоэтажные дома колоннами, пирамидальными надстройками, а иногда и куполами, мало чем отличающимися от церковных