День смеха (День дурака)
В Молдавии 1 апреля не является официальным праздником. Возможно, этот день не был официально отмечен государственными структурами, потому, что в Молдавии юмор и смех органически слит с национальным, и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. День 1 апреля, тем самым, в народе не может быть обделен вниманием и не обходится без смеха, розыгрышей и подшучиваний. Молдавию, которая многие века входила в состав Румынии и была ее провинцией, еще в большей мере, чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное — радушным весельем. Молдавия также изобилует народными юмористическими персонажами и рассказами, почти что не имеющими аналогов у других народов. В отличие от Румынии, в которой встречаются тождественные, казалось бы, персонажи, такие как Пэкалэ и Тындалэ, в Молдавии они отличаются от «румынских» аналогов тем, что Пэкалэ олицетворяет собой, скорее всего, молдаванина, а Тындалэ — румына. Они так же высмеивают чаще всего самих себя, но их юмор и ирония в молдавской интерпретации более глубока и содержательна. Молдавскому народу, так же как и румынскому, не чужды любые формы юмора, а также все то, что дает возможность блеснуть умом — анекдот, ироническая шутка, каламбур, баловство, ирония или тонкое издевательство, надувательство, все комическое, что может вызвать улыбку и здоровый смех. Все это составляет огромное семейство Юмора. В молдавском юморе особое место занимает такое народное явление, как краткие юмористические рассказы, называемые сноава. Устный народный юмор имеет глубокие корни, и он выкристаллизовался за многие века в особый жанр, присутствие которого в Молдавии можно не только ощущать на каждом шагу, но без которого представить себе молдаванина просто невозможно. Словари говорят, что сноава — это повествование в прозе, имеющее анекдотический характер, в котором эпическое переплетается с сатирическим. По форме сноава ближе скорее к поговоркам,
чем к анекдотам, которые, в отличие от Румынии, в Молдавии пользуются популярностью. Хорошая сноава — это как философия, как сладкий плод, взращенный народом и сохраненный в веках, вкусно пахнущий и насыщающий настолько, что может утолять голод всю жизнь. Народ может высмеивать в сноаве самого себя, попа, боярина, цыгана или еврея, св. Петра, сельских девушек или парней, вообще всех, кто попадается на глаза.
Но смех этот лишен злобы и сарказма, скорее всего — это смех ради самого смеха, ради того, чтобы повеселиться. Сноава возникает потому, что в поведении высмеиваемых персонажей отражаются вредные человеческие привычки, несчастья и злоба, которые нельзя замалчивать. В шутках и юморе Молдавии самым главным является преобладание позитивного начала, а повествования заканчиваются почти всегда каким-либо действием. Молдавская шутка и высмеивание всегда заканчивается тем, что высмеянного не оставляют «в дураках», а призывают присоединиться к шутке и как бы посмеяться над собой, имея в виду тот факт, что каждый может оказаться в смешном положении. О других особенностях национального юмора Молдавии нужно говорить отдельно. Хочется закончить рассказ ремаркой о том, что в Молдавии шутка, юмор, ирония и сарказм являются органически впаянными в характер народа. Но самое главное — это то, что народ Молдавии в меньшей мере обидчив и шутку чаще всего воспринимает здраво и с улыбкой на лице.
А вот молдавское умение посмеяться над самим собой хорошо прослеживается в этой версии небольшого рассказа о Пэкалэ: Услышал Пэкалэ среди ночи шуршание воров у себя в комнате. Проснулся и в темноте спрашивает: — Эй, кто это там — Молчи, это воры, пришли забрать у тебя твои богатства. — Что же вы, глупцы, пришли искать у меня ночью то, что я не могу найти у себя даже днем