Финкель, Мойше

Мойше (Морис) Финкель — еврейский актёр и один из самых влиятельных антрепренёров раннего театра на идише.
Афиша спектакля «Дина, или гость с того света» Румынского оперного театра (Romania Opera House) по пьесе Й. Латайнера с Моррисом Финкелем, Борисом и Эммой Томашевскими. Нью-Йорк, 1890-е гг.

Мойше Финкель родился и вырос в Кишинёве. В 1876 году под впечатлением от гастролировавших в городе первых еврейских трупп из Румынии увлёкся театром и был принят в труппу Аврума Гольдфадена, основателя современного еврейского театра. Спустя год от труппы Гольдфадена отделился Исрул (более известный как Срулик) Гроднер, который был её главной звездой. Гроднер пригласил Мойше Финкеля с женой (также актрисой) Анеттой Шварц (Финкель) с собой в свою новую компанию в Яссах. У Гроднера супруги работали до конца театрального сезона 1880 года, а в следующем сезоне 1881—1882 года путешествовали с труппой другой звезды раннего еврейского театра Якова Спиваковского (1853—1914) по городкам Бессарабии и южной Малороссии.

Следующий театральный сезон 1882—1883 года Финкель провёл вместе с женой в составе труппы Осипа Лернера (1847—1907) в Одессе, где познакомился с ведущим актёром этой труппы Зейликом Могулеско. К следующему театральному сезону Финкель основал собственную труппу — «Общество еврейских опереточных и драматических артистов под режиссёрством М. Финкеля», с которой 3 мая 1883 года начал гастроли в Ростове-на-Дону. Репертуар труппы был практически идентичен прошлогоднему сезону труппы Лернера. В него вошли пьесы Н. М. Шайкевича (Шомера, 1849—1905) «Сироты» (Ди йесоймим), «Маменькин сынок», «Каторжник» (она же «Волк в овечьей шкуре»), «Демон, или удар за ударом» и его же адаптация гоголевского «Ревизора» под названием «Сам себя надул». Из других авторов исполнялись пьеса «Менахем, сын Израиля» (Менахем бен Исруэл) одесского драматурга Ш. И. Каценеленбогена в адаптации О. М. Лернера, в июньской премьере которой приняли участие Дувид Кесслер и Аба Шейнгольд; популярные оперетты Аврума Гольдфадена «Доктор Альмасадо», «Колдунья» (Ди кишефмахерн), «Бабушка и внучка» (Ди бобэ митн эйникл, с примадонной Розой Фридман), «Суламифь» (Шуламис) и «Фанатик, или Два Куни-Лемла» (Дэр фанатик, одэр ди цвэй Куне-Лэмл(эх) — то есть два простофили); «Агина» Марии Лернер; «Рафаэль Дельмунти» А. Тера; «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова в переводе на идиш Осипа Лернера. Специально для Анетты Финкель были поставлены спектакли по пьесе О. Лернера «Дебора» (Двойрэ) и «Жидовка» (А идишке) по адаптированному Лернером либретто Огюстина Эжена Скриба (1791—1861) к опере Жака Фроменталя Галеви (1799—1862) «La Juive» (Еврейка, 1835).

Афиша спектакля Румынского оперного театра (Romania Opera House) «Дина, или гость с того света» (Динэ, одэр а гаст фун енэр вэлт) по пьесе Иосефа Латайнера. Сверху указано: «Менеджер и режиссёр театра Моррис Финкель». Нью-Йорк, circa 1889

Однако, в сентябре того же 1883 года театральные постановки на «еврейском жаргоне» в России были запрещены постановлением товарища (заместителя) министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского и большинство артистов подались в соседнюю Румынию. В Бухаресте Финкель в партнёрстве с Зейликом Могулеско создали совместную труппу, которая стала заниматься главным образом опереттой и музыкальной комедией. Труппа играла в «Жигнице» на улице Негру-Водэ и в летнем саду на Каля Вэкэрешть, в самом центре еврейского района города; регулярно выезжала на гастроли в Яссы, Ботошаны и Галац. С самого начала в ней помимо Могулеско и четы Финкель играли Аба Шейнгольд, Дувид Кесслер и Зейлик Файнман; известный в будущем драматический актёр, совсем молодой тогда Леон Бланк присоединился к труппе на гастролях в Бырладе хористом. Из-за разногласий с Могулеско, Финкель некоторое время управлял труппой сам, но не столь успешно, учитывая то, что именно Могулеско был общепризнанным любимцем публики; уже к новому сезону Могулеско был приглашён вновь. В 1886 году Могулеско посетил Нью-Йорк и в том же году обосновался там вместе с основным составом труппы, включая Финкеля, Кесслера, Файнмана и Бланка.

В Америке
В Нью-Йорке теперь уже Моррис Финкель продолжил вместе с теперь уже Зигмундом Могулеско руководить труппой последнего, которая первоначально базировалась в Union Theatre. На гребне ошеломляющего успеха Могулеско и Финкель в 1889 году разделились: Могулеско основал «Румынский оперный театр» (Roumanian Opera House) с ориентацией на водевиль и оперетту, в котором до 1891 года работали и теперь уже Дэйвид Кесслер с теперь уже Зигмундом Файнманом; Финкель, который поначалу был менеджером и режиссёром Румынского оперного театра и театра Thalia, вскоре создал собственную компанию — Национальный Театр (The National Theatre) и занялся подбором актёров. Так в середине 1890-х годов именно он переманил из Филадельфии и таким образом открыл для широкой публики Бориса Томашевского (1858—1939), который тотчас стал ведущим артистом Национального театра, а затем и полноправным партнёром Финкеля.

Семейная драма
В начале 1890-х годов Финкель развёлся с женой (Анеттой Шварц), которая впоследствии вернулсь в Румынию, и в 1893 году познакомился и завязал роман с шестнадцатилетней сестрой Бориса Томашевского Эммой, которая тогда пела в хоре Национального театра. Борис Томашевский в своих изданных много позднее, в 1937 году, мемуарах — вероятно несколько преувеличивая — вспоминает, что перед одним из представлений он вывел на сцену свою младшую сестру и заставил её пообещать перед переполненным залом, что дальнейшего продолжения её романа со старшим по возрасту Финкелем не будет. Публично униженная перед двухтысячной аудиторией Эмма поклялась как полагается и через несколько дней сбежала с Финкелем в Филадельфию, где они расписались и создали семью. Национальный театр целиком достался Томашевскому.

Построенный М. Финкелем и Я. П. Адлером Гранд-Театр, 1908 год

Финкели жили в Филадельфии до конца 1890-х годов, работали в местном еврейском театре. По возвращении в Нью-Йорк Финкель вместе с другой звездой еврейской сцены Яковом Адлером (1855—1926) всё на том же манхэттенском нижнем Истсайде занялся строительством Гранд Театра (Grand Theatre в районе Боуэри на Грэнд Стрит) — первого специально построенного еврейского театра в стране. Гранд Театр открылся в 1903 году, и в том же году началась судебная тяжба между Адлером и Финкелем о судьбе управления труппой. К концу года суд решил этот вопрос в пользу Адлера, который получил всю долю Финкеля и последний остался совершенно не у дел. Более того, совсем ухудшив положение Адлер, несмотря ни на что, пригласил Эмму Финкель в Гранд Театр на следующий сезон 1904—1905 года и она это предложение приняла. В театральных кругах стали распространяться слухи о её любовном романе с другим артистом труппы Дэйвидом Левинсоном и о том, что Финкель якобы нанял частного детектива для слежки за своей неверной женой. По некоторым данным, в середине 1904 года Эмма даже подала на развод с Финкелем. Как бы то ни было, 7 июня 1904 года в летнем театральном пансионате в штате Нью-Джерси Морис Финкель пытался застрелить сидящую на скамейке в парке вместе с Левинсоном Эмму, после чего там же покончил с собой. Эмма, с повреждённым пулей позвоночником, осталась на оставшуюся жизнь прикованной к креслу-коляске и умерла пятидесяти двух лет в 1929 году. Развернувшаяся столь стремительно трагедия потрясла театральный мир города и не сходила с первых полос нью-йоркских газет на протяжении всей недели вплоть до 15 июня того же года, когда была наконец вытеснена пожаром на пароходе Генерал Слоукам, унесшим более тысячи жизней.

Семья

Сын Финкеля от первого брака с актрисой Анеттой Шварц Эйб Финкель (Abem Finkel, 6 декабря 1889 — 10 марта 1948) работал постановщиком в бродвейских театрах, а позже стал известным голливудским киносценаристом. Ему принадлежат сценарии к кинофильмам «Обманщик» (The Deceiver, 1931, написан совместно с Беллой Финкель-Муни; с Ллойдом Хьюзом, 1897—1958, Дороти Себастиан, 1903—1957, Иеном Китом, 1899—1960, Натали Мурхед, 1898—1992, и Ричардом Такером, 1884—1942, в главных ролях), «Жена врага народа» (Public Enemy’s Wife, 1936, с Пэтом О’Брайеном), «Агент особого назначения» (Special agent, 1937, с Бетт Дэвис), «Сержант Мерфи» (Seargent Murphy, 1938, с Рональдом Рейганом в главной роли), «Jezebel» (1938, с Бетт Дэвис и Генри Фонда), «Окно в двести фунтов» (Two Hundred Pound Window, 1944, с Энн Кроуфорд), а также «Привет, Нелли» (Hi, Nellie, 1934) и «Чёрная ярость» (Black Fury, 1935) с его свояком Полом Муни в главных ролях, и к другим картинам. В 1941 году номинирован на премию американской киноакадемии (Оскар) за сценарий к фильму «Сержант Йорк» (Sergeant York с Гэри Купером, проиграл картине «Гражданин Кейн» — Citizen Kane).

Дочери Финкеля от второго брака с актрисой Эммой Томашевской пошли по стопам отца и стали актрисами еврейского театра:

Люси Финкель в 1920—1930-е годы была восходящей звездой Еврейского Художественного театра (Yiddish Art Theatre) под управлением актёра Мориса Шварца (1890—1960), играла в спектаклях по пьесе Хаима Эренрайха (1900—1970) «Дети Израиля» (Исроэлс киндэр), оперетте Йосефа Румшинского (1881—1956) «Золотая невеста» (Ди голдэнэ калэ, 1923, с звездой тех лет Михл Михалеско, 1885—1957) и других вплоть до преждевременной кончины от лейкоза в возрасте чуть старше 40 лет. В 1920-е годы она записала несколько театральных песен для лейбла Victor с Уильямом Робином и Михл Михалеско.

Белла Финкель (в замужестве Вайзенфрайнд, затем Муни, 8 февраля 1898 — 10 октября 1971) играла на сцене Театра Кесслера на Второй авеню. Там, на спектакле по пьесе Шолом-Алейхема «Трудно быть евреем» (Швэр цу зайн а ид) она познакомилась с другим начинающим еврейским актёром из Галиции Муни (или Мешилем-Меером) Вайзенфрайндом (1895—1967), с которым расписалась 8 мая 1921 года и прожила в браке до конца жизни. Оба продолжили играть в Irving Place Theater, Еврейском Художественном театре Мориса Шварца и Народном театре (People’s Theatre) на Второй авеню Манхэттена, и параллельно в англоязычных постановках на Бродвее. Из постановок с их участием в Irving Place Theater известны «Святой тиран» (Дэр hэйликер тиран, 1923) по пьесе Гарри Саклера (1883—1974) и «Ой, ой, эта любовь!» (Ой, ой, ди либэ!, дебютировала 20 декабря 1923 года) Нохым-Меер Шайкевича (Шомер, 1849—1905). В 1929 году Белла с мужем покинули еврейскую сцену и перебрались в Лос-Анджелес (поселились в Беверли-Хиллз), где Муни Вайзенфрайнд подписал контракт с Fox Studios и вскоре превратился в Пола Муни — одну из главных звёзд Голливуда. Совместно с братом написала сценарий к кинокартине «Обманщик» (The Deceiver, 1931).

Разное

Совпадение или нет, но много лет спустя после семейной трагедии Финкелей, племянник Эммы Томашевской-Финкель, сын её брата — знаменитого актёра Бориса Томашевского — бруклинский отоларинголог Милтон Томашевский был парализован в результате огнестрельного ранения спинного мозга, нанесённого ему прямо в медицинском кабинете бывшей любовницей.